Дедовщина — ранее в Советской армии, в настоящее время в российской армии а так же ряде армий стран СНГ форма насилия, основанная на неуставных доминантно-статусных отношениях между военнослужащими; наиболее распространенная форма неуставных отношений, представляющая собой нарушение уставных правил отношений между военнослужащими срочной службы, основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Зачастую указанные традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих позднего призыва военнослужащими призыва более раннего. Нередко с целью поддержания авторитета и понуждения «молодых» к выполнению определенных хозяйственных работ в отношении последних может применяться психологическое или физическое насилие. Имеют место случаи, когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие либо средней тяжести телесные повреждения. В исключительных случаях бывают и летальные исходы.

Особенности как правонарушения

Следует принимать во внимание, что неуставные взаимоотношения — понятие более широкое, чем «дедовщина». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр отношений между военнослужащими, которые не описаны в общевойсковых уставах (в том числе отношения начальник-подчинённый, подчинённый-начальник). «Дедовщина» в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

Кроме того, современная наука уголовного и административного права различает преступления, совершенные в рамках так называемых «дедовщины» и «казарменного хулиганства». Отличительным признаком является субъективная сторона правонарушения. В первом случае умысел правонарушителя направлен на утверждение своего статуса как старослужащего, принуждение молодого солдата к выполнению хозяйственных работ, совершению определенных ритуалов, связанных с традициями «дедовщины» и т. п. Во втором случае противоправные действия правонарушителя мотивированы личными неприязненными отношениями, межнациональной, межэтнической, религиозной неприязнью, имущественными взаимоотношениями, внезапно возникшими неприязненными отношениями и т. п. (комментарий уголовного кодекса к статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, чести и достоинства; Ведомости Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации (судебная практика)).

Таким образом, нарушения в рамках «дедовщины» уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва.

Часто явление дедовщины обусловлено непосредственно соотношением физической и духовной силы «дедов, дедушек, ветеранов, старых, дембелей» (господ) и «чертей, духов, душар, чекистов, чека, салабонов, дрищей, молодых, слонов» (рабов).

Один из негативных факторов существования «дедовщины» как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одной из причин уклонения от военной службы.

Подобное явление, правда, выраженное не столь ярко, как в армии, также наблюдается в школах, интернатах и других социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически более слабые, неуверенные в себе или просто младшие по возрасту дети.

Ответственность

Нарушения уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на
дисциплинарные проступки;
уголовные преступления.

К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающие под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, истязания, действия, грубо оскорбляющие человеческое достоинство, грабеж, разбой, мошенничество и др.). Ответственность наступает в общеуголовном порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к выполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и т. п.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.

История

Социализация мальчиков всегда осуществляется не только по вертикали (взрослые мужчины социализируют мальчиков), но и по горизонтали, через принадлежность к группе сверстников. В этих группах часто формируются неформальные правила и обычаи, следование которым настолько важно для молодых людей, что они в первую очередь руководствуются ими, а не писаными законами и уставами.

Это явление описано ещё в Итонском колледже XVI—XVIII вв., где власть соучеников была еще более жестокой и капризной, чем учительская власть. Школьное сообщество было разновозрастным. Возраст, когда мальчиков отправляли в школу, колебался от 8—9 до 16—17 лет. Неравенство в силе, возрасте и стаже пребывания в школе создавало жёсткую вертикаль власти.

Пётр Алексеевич Кропоткин описывал нравы, которые царили в середине XIX века в самом привилегированном военно-учебном заведении Российской империи — Пажеском корпусе. Старшие воспитанники, камер-пажи, «собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другие — вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков».

В начале XX века в Николаевском кавалерийском училище, как писал князь Владимир Трубецкой, младшие именовались «зверями», старшие — «корнетами», а второгодники — «майорами».

«Цук» был откровенным издевательством старших над младшими: от младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну; им давались оскорбительные прозвища; их многократно будили ночью и т. д. Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них были уверены, что «подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему — практику пользования властью».

Следует отметить, что участие в подобных обычаях в некоторых случаях было относительно добровольным: когда вчерашний кадет, гимназист или студент попадал в стены училища, старшие прежде всего спрашивали его, как он желает жить — «по славной ли училищной традиции или по законному уставу?». Изъявивший желание жить «по уставу» избавлялся от «цука», зато «своим» его не считали, называли «красным» и относились к нему с презрением. К «красному» с особой дотошностью придирались командиры низшего звена — взводные юнкера и вахмистры, а главное — по окончании училища его не принимал в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк. Поэтому подавляющее большинство юнкеров предпочитало жить по «традиции», издержки которой списывались на товарищескую спайку.

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-ой дивизии забили до смерти своего сослуживца — красноармейца Куприянова, уроженца Балаковского уезда Саратовской области 1901 года рождения по причине того, что молодой боец отказался за «дедов» выполнить их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны.

По одной из версий, появление дедовщины в армии было обусловлено следующим фактором. В 1967 году срок службы в СССР сократили с трёх лет до двух. По времени это совпало с первой волной дефицита призывников. Было установлено, что пятимиллионная Советская армия может недобрать по численности целую треть — сказались демографические последствия Отечественной войны.

Вопрос обсудили на заседании Политбюро, и решение было найдено. В армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле всё происходит иначе: внутренняя жизнь армии изменяется в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы приходят уголовные порядки, в солдатскую речь проникает воровской жаргон. Копируя тюремные порядки, бывшие уголовники вводят ритуальные унижения и издевательства.

Также, к концу 60-х годов в Вооруженных Силах не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне и из личного опыта знающих, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении — залог их собственной жизни.

Эту теорию оспаривает тот факт, что уже в 1964 году ученые педогоги и психологи занимались вопросами дедовщины в армии. Наиболее глубоко это явление было изучено в ходе подготовки диссертации по психологии Глоточкиным А.Д.

Летом 1982 года в советские войска поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями. В самый разгар эпохи застоя власть признала, что дедовщина стала смертельно опасной.

Широкую известность во времена перестройки получило «дело Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из 7 человек-старослужащих.

Огромный резонанс в последние несколько лет получил случай, произошедший в канун Нового 2006 года в батальоне обеспечения Челябинского танкового училища, где рядового Андрея Сычёва и ещё семерых солдат три часа избивали и насиловали сослуживцы, которые таким образом «отмечали» праздники. Сычёв, обратившийся к военным врачам, необходимой медицинской помощи вовремя не получил. Лишь к концу праздников из-за резкого ухудшения здоровья молодого человека перевели в городскую больницу, где врачи диагностировали у него многочисленные переломы и гангрену ног (что привело к их дальнейшей ампутации), ушибы половых органов (их тоже ампутировали). Информацию о случившемся пытались скрыть. Врачам дали указание сохранить в тайне историю болезни Сычёва. В течение года волна прокурорских проверок и публикаций, связанных с вопросами дедовщины, сошла на нет.

Сущность дедовщины как явления

Дедовщина заключается в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным формальным. Как правило, сопровождается унижением человеческого достоинства и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, физическими, психофизиологическими особенностями, национальной принадлежностью и тому подобное). Основой статуса является физическая сила и конфликтоустойчивость (умение настоять на своём). При этом дедовщина может являться вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии, взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие). Последнее получило более широкое распространение в результате изменений, внесённых в армейские уставы после распада СССР в ходе армейских реформ, когда командиры подразделений фактически лишились возможности дисциплинарно воздействовать на военнослужащих срочной службы в рамках устава.

Проявления дедовщины могут быть очень разными. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма, когда новобранцев вынуждают полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирают деньги, вещи и продукты питания, подвергают систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. В последнее время очень часто распространено вымогательство денег, для зачисления их на счет сотового телефона. Новобранцев заставляют звонить домой и просить у родителей пополнить счет «деда» или купить ему карточку пополнения счета, которая потом пойдет на все тот же счет. Зачастую военная часть не сильно отличается от «зоны». Дедовщина является основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и высокого уровня самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это выявленные и доведённые до суда преступления «дедов», в других — ответные действия новобранцев. Известны случаи, когда новобранец, впервые заступивший в караул с боевым оружием, расстреливал своих сослуживцев, которые перед этим над ним издевались (случай с участием рядового Сакалаускаса, который лег в основу фильма Караул).

Иерархические ступени

Значение терминов может варьироваться от традиций рода войск или воинской части, а так-же сроков службы.

Основные определения на армейском сленге для военнослужащих по сроку службы:
«Запахи», «Дрыщи», «Духи бесплотные» — военнослужащие, которые проходят карантин до присяги.
«Духи», «Салаги», «Бобры», «Салабоны», «Васьки», «Отцы», «Малыши», «Ежи», «Воробьи (ВВ)», «Чеки (ВВ)», «Чекисты (ВВ)»,«Щегол», «ЧИЖ Человек исполняющий желания» — военнослужащие, прослужившие до полугода.
«Слоны (ВДВ и ВВ)», «Помоза», «Шнурки», «Вороны (ВВ)», «Караси (флот.)», «Молодой», «Морж», «Щегол» — военнослужащие, прослужившие полгода.
«Черепа», «Черпак (аббревиатура Человек Еженонощно Разрушающий Покой Армейской Казармы)», «Борзые караси (ВМС)», «Фазаны», «Котёл», «Помазок» — военнослужащие, прослужившие один год.
«Деды» — военнослужащие прослужившие полтора года. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.
«Дембеля», «Граждане (ВВ)» (считаются уже почти гражданскими): военнослужащие срочной службы, после выхода приказа об увольнении в запас.

На флоте (по крайней мере до 1990 года) иерархических ступеней было ровно 7:
до полугода - «Дух» (Существо бесплотное, бесполое, ничего не понимающее, ничего не умеющее,ничего не знающее, годен только для грязной работы, зачастую беспомощен);
полгода - «Карась» (Пообтесавшийся в условиях реальной службы боец, твердо знает обычаи, традиции и свои обязанности, но из-за нерасторопности "Духов" часто бывает бит);
1 год - «Борзый карась» (Это тёртый калач. Службу знает крепко. Ответственен за исполнение работ "Карасями" и "Духами". Физическому воздействию подвергается в исключительных случаях);
1 год 6 мес. - "ПолторАшник" (Первая ступень "неприкасаемых". Подвергается только моральному давлению со стороны старослужащих за недосмотр за нижестоящими. "ПорторАшник" считается самым злым и беспощадным существом. На этой ступени очень отчетливо проявляются люди с низкими моральными устоями);
2 года - "ПодгодОк" (Ударение на последнюю О - в смсл. ходит под ГодкОм. Наиболее либеральная ступень. Уставшие от морального напряжения "ПолторАшничества" особо не "заморачиваясь" служебными проблемами просто отдыхают);
2 года 6 мес. - «ГодОк» (Видимо поэтому на флоте «Дедовщина» называется «ГодковщИной». Реально руководящая верховная каста старослужащих. К физическому насилию лично прибегают в исключительных случаях в основном действуя через "ПолторАшников". В свою очередь неформальное воздействие на коллектив офицерским составом осуществляется исключительно через "ГодкОв");
3 года - "Профсоюз" (Это "звание" присваивалось после опубликования приказа МО (Министра Обороны) об увольнении в запас. "Годок" сразу после приказа МО неформально признавался уволенным в запас и снятым с довольствия но поскольку "волею судеб" вынужден находиться в части - содержался якобы на средства флотского профсоюза. Живет в части или на корабле как гражданское лицо носящее военную форму).

Традиции перевода на следующую ступень иерархии

Перевод с более низкого иерархического уровня на более высокий осуществляется в ходе ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины может остаться «неперебитым» — в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или «запахам». Это случается нечасто, в виде исключения.

Переход на следующий уровень сопровождается причинением физической боли особым ритуальным способом: солдату, отслужившему год (ранее, когда срок службы составлял 2 года) наносятся удары ремнем (бляхой), табуретом или металлическим половником (черпаком) по ягодицам. Количество ударов разное в соответствии с уровнем, на который переводится солдат (например, при переводе из «черпаков» в «деды» полагается больше ударов, чем из «чекистов» в «черпаки»). Перевод из «дедов» в «дембеля» носит символический характер, без применения физического воздействия: будущего дембеля «бьют» по заду ниткой сквозь слой матрасов и подушек, а за него «кричит от боли» специально выделенный «дух». За заслуженные к моменту «перевода» лычки (звание ефрейтора или сержанта) в некоторвых частях полагаются дополнительные удары.

На флоте так же существовало немалое количество обычаев и традиций, но стоит выделить лишь два основных, встречавшихся нередко на различных флотах.
При переводе из "Карасей" в "Полторашники" происходит т.н. "смывание чешуи". В зависимости от погодных условий и места действия с "карася" "смывают чешую" выбрасывая его за борт, окуная в прорубь, обливая из пожарного шланга и т.д. стараясь провести обряд перевода неожиданно для "посвящаемого".
"разрыв Годка" - в момент появления первого печатного варианта приказа Министра Обороны "Об увольнении в запас ..." (например в газете) на "Годке" разрывается в мелкие клочки вся находящаяся на нем в данный момент военная форма включая носки и нижнее бельё. Ритуал также проводится неожиданно для "Годка". После "разрыва" "Годок" становится "Профсоюзом" т.е. гражданским. В "разрыве" имеет право принять участие любой военнослужащий вплоть до "Духа".

Как правило, «перевод» происходит в первую же ночь после выхода приказа Министра обороны «Об увольнении в запас…» (обычно — 27 сентября и 27 марта), но может и откладываться на несколько дней, так как командование любой части прекрасно осведомлено о процедурах «перевода» и зачастую в первые дни и ночи после выхода «Приказа…» особенно сурово следит за соблюдением Устава.

Распространение явления в зависимости от условий службы

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата, но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». В погранвойсках дедовщина традиционно значительно менее распространена «… данное печальное явление почти не коснулась погранвойск» Материалы семинара «Истоки дедовщины в российской (советской) армии».. Кроме того, дедовщина мало распространена в авиачастях. Дедовщина не получила широкого распространения в небольших, удаленных частях (для примера — части радио-локационной разведки ПВО).

Причины появления

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем. Если так, то в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию. Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х — начале 90-х годов и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

В воинских коллективах, которые формируются за счёт призывников, у командиров отделений, взводов и рот слишком мало формальных рычагов воздействия на рядовой состав. К таковым относятся:

-выговор,

-строгий выговор (в отношение рядовых срочной службы выговоры совершенно бесполезны),

-лишение нагрудного знака отличника,

-лишение очередного увольнения,

-объявление наряда на работу,

-снижение в должности (никаких ценных для солдата должностей он не занимает),

-снижение в воинском звании на одну ступень,

-предупреждение о неполном служебном соответствии (не несёт никаких последствий, не применяется),

-арест с содержанием на гауптвахте (связан с оглаской, командир пострадает больше, чем провинившийся),

Из приведённого выше следует, что формальных эффективных способов стимулирования солдата-срочника практически не существует. В таких условиях командиры вынуждены использовать ту власть, которая эффективна. Ею и является дедовщина.

Высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:
Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более — принудительность нахождения в сообществе (в армии — служба по призыву).
Недостаточно комфортные условия проживания (теснота, отсутствие горячей воды и прочих удобств цивилизованного общежития).
Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии — за порядок официально отвечают офицеры, фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
Культивируемое в сообществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. Проще говоря, представление о том, что «стучать» — подло. В армии — жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца «изгоем» среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию. Каждый сам выбирает, как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств.
Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии — хозработы). Существует противоположная точка зрения, согласно которой дедовщина развивается в условиях лишнего свободного времени у военнослужащих, и что новобранцу лучше заниматься хозработами, чем сидеть в казарме и быть объектом иерархических экспериментов «дедов».
Незаинтересованность руководства в поддержании порядка. В армии офицеры часто поддаются искушению отстраняться от текущей работы, перекладывая её на «дедов».
Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии — даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают). Тем не менее, поскольку следствием дедовщины нередко бывают самоубийства (часто являющиеся следствием унижения, гораздо реже — изнасилования), то факты дедовщины «всплывают», и проводится разбирательство с участием армейской прокуратуры.

Отличие дедовщины от землячества

Землячество — форма неуставных взаимоотношений, основанная на традициях поддерживающих земляческие связи. Наиболее распространенные виды земляческих объединений военнослужащих срочной службы, основанные на национальном признаке.

Дискриминация военнослужащих по национальному, расовому, этническому и религиозному признаку под понятие «Дедовщина» не подпадает, так как в данном случае не принимается во внимание такой основной критерий «дедовщины» как разница в сроках службы между нарушителем и потерпевшим. Это явление называется «землячество».

Ритуалы, связанные с традициями дедовщины

«Молитва» или колыбельная для «деда» — исполняется «духом», «салабоном» который, стоя на тумбочке или пирамиде из табуретов («баночек»), в ночной час, после «отбоя», когда офицеры покидают расположение роты, читает определённый рифмованный текст о приближающемся увольнении. В зависимости от части его содержание разнится, поэтому у «колыбельной» существует большое количество вариантов. Газета «Московские новости» приводит такой:

Масло съели — день прошёл, старшина домой ушёл.
Дембель стал на день короче, всем «дедам» спокойной ночи.
Пусть им снится дом родной, баба с пышною п..й,
Море водки, пива таз и Верховного приказ!

«Дембельский поезд» — театрализованное представление, в котором после отбоя участвуют молодые бойцы в качестве массовки и «деды», играющие пассажиров поезда. В процессе постановки активно раскачивается кровать, иммитируются звуки вокзала и движения поезда.
«Экзамен на право управления транспортным средством» — ритуал, распространенный в автомобильных частях и подразделениях, в ходе которого молодой солдат обязан в установленное «дедами» время бегом подняться на определенный этаж, держа в руках покрышку от легкового автомобиля, которая символизирует рулевое колесо. Используется в виде наказания за нарушения, связанные с управлением автомобиля, либо содержание закрепленного автомобиля в грязном, технически неисправном состоянии.

«Задержание преступника на верхнем этаже здания» — в милицейских частях ВВ вид наказания за нарушение молодым военнослужащим порядка несения патрульно-постовой службы. Молодой боец обязан по лестнице подняться на верхний этаж многоэтажного дома раньше деда, который в это время поднимается на лифте.

Наиболее распространенные законы дедовщины

Вопреки распространенному мнению, дедовщина далеко не всегда связана с физическим насилием. В частях и подразделениях со стойкими традициями дедовщины нет необходимости в физическом принуждении молодых бойцов выполнять правила и традиции этого явления. Сама атмосфера культа старослужащих и уважения к старшему призыву создает условия для бесприкословного подчинения более младших более старшим. В таких частях даже сама мысль о возражении старослужащему считается кощунственной и пресекается на корню «советом дедов» (дедсоветом), который имеет безусловную поддержку сержантов и негласно поддерживается частью офицеров. В большинстве «неуставных частей» рукоприкладство не ассоциировалось с традициями дедовщины. Это явление, в большинстве случаев, получало распространение в рамках казарменного хулиганства.

В зависимости от рода войск, боеспособности части, ее местоположения, условий комплектования, законы дедовщины отличаются очень сильно. Несмотря на это, существует ряд положений, характерных для большинства частей:
Авторитет деда не оспаривается.(Дед всегда прав)
Распоряжение деда не обсуждается.(Если Дед неправ, то см. п.1)
Дед не может прикасаться к предметам, используемым для уборки помещений (ведра, тряпки, швабры, веники).
Сержант младшего призыва не может ставить деду задачи по хозяйственным работам.
Бойцам первого года службы(младшего призыва) запрещено посещать солдатскую чайную.
Бойцам первого года службы(младшего призыва) запрещено модифицировать форму одежды (ушивать брюки, делать вставки в сапоги, погоны и т. п.), так как эти элементы отличают деда от молодого внешне.
Бойцам первого года службы(младшего призыва) запрещено держать руки в карманах.

Наиболее распространенные мифы о дедовщине

В последнее время в литературе, кино, обиходе появились ряд утверждений, которые рассматриваются как элементы дедовщины. Несмотря на то, что такие факты на самом деле имеют место, непосредственно к традициям дедовщины они ни какого отношения не имеют. К подобным утверждениям можно отнести следующее.
Дедовщина основана исключительно на физическом превосходстве дедов и рукоприкладстве. Если в подразделении существуют стойкие традиции дедовщины, то их поддержание не требует рукоприкладства, так как авторитет дедов поддерживается сержантами и офицерами.
Молодой боец достаточной физической силы может противостоять деду. Даже если молодой боец физически крепче деда, но в подразделении поддерживаются стойкие традиции, в случае его неповиновения он попадает в разряд «черных людей» со всеми вытекающими отсюда последствиями. В «воспитательный процесс» включаются сержанты, которые в соответствии с уставом создают ему невыносимые условия (действует принцип — желаешь жить по уставу, попробуй как это не приятно — день расписан по секундам, личное время ограничено, оправление естественных надобностей по распорядку, отход-подход к начальнику, строгое соблюдение норм строевого устава).
Молодой солдат с сильной волей и закалённым характером выдержит давление старослужащих. В случае особой крепости морально-волевых характеристик новобранца, помимо вышеуказанных методов ломки личности, против него применяется принцип «За одного — страдают все». На деле это выглядит следующим образом. Пока боец с характером, жестко отказывается, допустим, отжиматься, весь его призыв отжимается до изнеможения. С подчёркиванием того «факта», что они все особенно страдают из-за строптивости данного бойца. Каждый раз, увеличивая давление на молодой призыв, внушается мысль, что их усилившиеся страдания проистекают от упорства сослуживца. Тем самым, лишают упорствующего военнослужащего поддержки и молчаливого одобрения солдат собственного призыва. Наоборот, очень скоро, агрессия и ненависть солдат младшего призыва, подчинаясь манипуляции сознания со стороны старослужащих, трансформируется и начинает изливаться на сопротивляющегося. «Повстанец» оказывается изолирован в «безвоздушном пространстве». Одним из примеров применения такого метода воздействия на солдата в кинематографе, ярко и наглядно показан в первой половине фильма Стенли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка».
Деды отбирают у молодых новые элементы формы одежды, заменяя на свои старые (ремни, сапоги, головные уборы и т. д.). В большинстве частей внешний вид деда говорит сам за себя — выгоревшая на солнце форма, стоптанная обувь свидетельствуют о большом сроке службы их владельца, прошедшего огонь, воду и медные трубы. В случае, если форма приходила в негодность в виду порчи (на занятиях, хозработах и т. п.) и дед получал новую форму, последняя искусственно состаривалась (в частности вываривалась в хлорном растворе, что бы придать ей выцвевший цвет). Новая форма — признак солобона.
Деды отбирают у молодых масло и яйца за обедом. Много есть — удел молодых, так как деду скоро домой и он будет есть домашнюю пищу. Кроме этого, перед обедом деды имеют возможность перекусить в чайной, после чего (считается) ему не хочется есть общую пищу в солдатской столовой[1]. В большинстве частей, после выхода приказа об увольнении в запас, деды отказываются есть масло в столовой, отдавая его молодым, так как последним еще служить долго и им нужно набираться сил. Данный акт преподносится как исключительный акт великодушия.
Дедовщина неотъемлемая составляющая любой армии. Неправда. Те же американцы в 70 — х, нанесли по собственной дедовщине мощнейший удар переходом на вменяемую контрактную систему. Одна из самых боеспособных армий мира, израильская, жестко пресекла зародыши неуставных отношений по советскому образцу ещё в 80-е. Тогда, выходцы с советского пространства, пытались перенести элементы казарменного «этикета» СА в израильскую армию. За что молниеносно были судимы в рамках Уголовного Кодекса и получили реальные сроки. Что, кстати, характеризует адекватность израильского министерства обороны. За преступления против личности виновные просто понесли справедливое наказание. Никаких дисбатов, никаких военных прокуроров(действительно, как-будто человек в армии теряет право быть личность, гражданином). И, с тех пор, о дедовщине там никто и не слышит.

Положительные факты борьбы с дедовщиной

Несмотря на то, что дедовщина имеет много объективных предпосылок, известны случаи (Приволжско-Уральский военный округ), когда младший призыв создавал организацию, своего рода «профсоюз», и при поддержке командования подразделения избавлялся в целом от проявлений дедовщины.

Дедовщина в кино и литературе

Дедовщина получила большой общественный резонанс в СССР в период гласности после публикации в 1987 году повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа» (написана в 1980). Это произведение было посвящено острым социальным проблемам в армии, до того времени находившимся под негласным табу. В дальнейшем повесть была экранизована под тем же названием.

Ниже представлен неполный перечень фильмов, в которых в той или инной степени отражена (в том числе в пародийном стиле) проблема дедовщины:
Караул (1989)
Делай раз! (1990)
Здравия желаю или бешеный дембель (1990)
Сто дней до приказа (1990)
Кислородный голод (1991)
Блокпост (1998)
В художественном фильме «ДМБ: Армейская байка» (2000) режиссёра Романа Качанова предпринята попытка комедийными средствами снять социальное напряжение, вызванное в российском обществе дедовщиной и реакцией на неё со стороны солдатских матерей[источник не указан 173 дня]. Фильмы «ДМБ-2» (2001) и «ДМБ-3» (2002) снискали у зрителя гораздо меньший успех.
Сериал «Солдаты» (2004—н.в.)
9 рота (2005)
Грозовые ворота (телесериал) (2006)

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=eck2FK5gLQc[/youtube]